SFTR 100: Ankle breaker

Aliaksandr Yeusiuchenia
7 min readAug 14, 2022

--

Ankle breaker — неформальное название обманного движения в баскетболе, в результате которого обороняющийся игрок путается в ногах и падает на пятую точку. Выглядит так, будто у него ломаются лодыжки

Классический ankle breaker

В этом году в Stranda было очень дождливо и прохладно. По словам самих организаторов: если 2021-й год был одним из самых тёплых за все время, то 2022-й оказался одним из самых холодных. Всю неделю шел дождь. Это стало причиной того, что дистанцию сократили с 94,5 километров до 88. Будет неправильно сказать, что пропорционально уменьшилась и сложность, — отрезали одни из самых технически сложных участков. Поэтому стало существенно проще. Но, скажу забегая вперёд, все ещё крайне сложно.

Пытаюсь понять куда бежать

А насколько сложно? Зачастую, когда рассказываешь друзьям и знакомым о своём увлечении, встречаешь в ответ — “Я даже не представляю что это такое”, “У меня просто такое не укладывается в голове” и т. д. Самое точное сравнение — это представление в виде рабочих дней. Например, гонка длительностью 16 часов — это примерно тоже самое, что два рабочих дня интенсивного труда. Именно интенсивного, а не в режиме отсиживания. Причем, не важно — умственного или физического.

TLDR:

Старт

02:00. Начинаю медленно, никуда не тороплюсь. Опираюсь на прошлый опыт — понимаю, что ещё будет дофига времени, чтобы обогнать всех, кто ускакал вперёд в самом начале. Под ногами, тем временем, полная каша, грязь. Все размыто дождём. Без палок подниматься было бы не то, чтобы невозможно, но значительно труднее. Так вот неспешно хлюпая, поднялись группой из трёх человек на первый холм 850м (Liavarden). Потом по этому же болоту вниз. Скользко, весело. Один или два раза шлёпнулся на жопу. Благо, под ней были не камни, а мягкая земля. Затем гравийная дорога, на который, опять же, с помощью палок получается без существенного напряга, но в тоже время достаточно быстро, спускаться вниз. По пути встречается норвежец, с которым мило поболтали немного. Говорю:

- Участвуешь в первый раз?

- Не, второй

- Так, может, я слишком быстро начал?

- Не, — говорит, — держись своего комфортного темпа

15 часов до гонки

Затем ещё один небольшой подъём на метров 600 до озера Duklidalen, где была первая контрольная точка. После чего начался подъём на Blahornet (1478) — ещё 600 вертикальных метров где-то на 2 км дистанции. То есть, это уже совсем не бег, А что там между хайкингом и скрамблингом. Последний метров 300 были очень техничными — камни под ногами ездили куда хотели, из-за чего было трудно держать равновесие. Поднялся на вершину — и вниз по тем же камням. Позже — по норвежским “альпийским” лугам — мягкая трава, ручьи, внезапно попадающиеся камни среди этой мягкой травы. Одним словом, спуски требовали ещё большей концентрации, чем обычно. Но ноги всё равно периодически подворачивались немного, когда попадался такой вот скрытый камень. Поэтому я сбегал и периодически матерился. От удовольствия, естественно. Будто ел “батин суп” по пути вниз.

Очередной контрольный пункт. Кушаю, беру с собой гели и самодельное печенье (flapjack), которое заранее приготовил на случай того, если гели организм откажется принимать. Понял потом, что жевать этот батончик у меня желание совсем нету. Поэтому отдал его позже фотографу, который караулил участников и мок под дождём.

А меня ждал подъём на Starhornet (1309), и спуск. Трудно, привычно. На этом подъеме настигаю парня, который шел четвёртым. То есть, теперь я четвёртый. Где-то за метров 200 до вершины спотыкаюсь и ломаю наконечник в своей треккинговой палке. “Это очень плохо”, думаю. Будет очень трудно дальше. Ладно, буду потом смотреть что с этим делать и как жить. Пока же можно бежать вниз и не беспокоиться. Вместе со своим напарником, которого я “подобрал” на подъёме, весело слетаем вниз, по пути опережая парня, который шёл третьим.

Эта улыбка была смыта дождём спустя несколько часов

Очередная контрольная точка. Добираю гелей, кушаю и отправляюсь дальше. Ребята, которых получилось опередить на предыдущем участке, ещё оставались на контрольной точке. Предстоящий участок был сокращён — из него убрали восхождение на Slogen, которое при такой погоде было бы слишком опасным. Как следствие, он стал практически полностью пробегаемым. К этому моменту соревновательный азарт меня опьянил немного и я решил пройти этот участок поднажав на педаль газа, чтобы сделать отрыв. *Ретроспективно понимаю, что это было ошибкой, потому что я со своих внутренних метрик (ем ли я достаточно, не бегу ли слишком быстро так рано в гонке) переключился на внешние метрики (отрыв от других участников)*. Дождь и холодный ветер также добавляли желания двигаться активнее, чтобы не замерзнуть. Палка без наконечника пока работает исправно. Покороче стала немного, правда.

На следующую контрольную точку Myrsætra (60й км гонки) прибегаю полностью промокшим. По плану там я хотел существенно отдохнуть, покушать горячего супа, переодеться в сухую одежду и отправиться дальше. Переодевание в сухую кофту поднимает боевой дух. Выбежав с контрольной точки спустя метров 500 в очередной раз подворачиваю лодыжку. В этот раз существенно. Такое чувство, будто она провернулась градусов на 90 относительно своего нормального положения. Поэтому в этот раз выругался громко, чем испугал впереди идущих туристок, что они решили уступить мне дорогу. Извинился перед ними. Ещё метров через 300 окончательно ломается палка — в ней перетёрся шнур, который соединял её части. Грустно, но ожидаемо. Дальше пойду с одной.

Окресности Алесунда

Участок начинался с подъёма по альпийским лугам. С одной палкой карабкаться было тяжелее, но легче, чем совсем без них. Здесь не было гоночной разметки, поэтому приходилось постоянно сверяться с треком в часах. На этом участке не было подъёмов на вершины. Надо было добраться до горного озера, просто пройти вдоль него и спуститься в очередную деревню. В реальности это было совсем не просто. Как уже писал выше, курс не был размечен. Я то и дело сбивался с трека. При этом не было понятно в некоторых местах куда я должен двигаться по этому треку: пересекать ручей или нет? Подниматься по рельефу или идти траверсом? Поэтому приходилось пару раз доставать телефон и сверяться с картой куда мне глобально надо двигаться. “Изюминкой” этого участка был траверс вдоль озера по склону уклоном градусов 20–30. В этот изюм был ещё добавлен перец — склон почти полностью был заснежен. Ну и это не свежий снег, а уже полежавший, с коркой сверху. На этой корке можно было достаточно легко поскользнуться и скатиться прямиком в озеро, чего совсем не хотелось. Поэтому передвигался крайне медленно, помогая периодически себе рукой вместо поломанной палки. Наевшись такого вот изюма с перцем вместо нормально еды, на спуске я себя ощущал крайне неважно, прям совсем. На этом спуске мне навстречу поднимался кто-то из организаторов гонки держа в руках флажки разметки и спросил что-то вроде: “Как там? Небезопасно?” На что я огрызнулся: “Да, там очень опасно”. Чуть позже на этом спуске меня обогнали 2 парня. В их числе, если не ошибаюсь, как раз тот, с которым я беседовал в самом начале гонки. “Всё таки слишком быстро стартанул”, подумал я.

Норвегия — это определённо то место, куда хочется вернуться

На следующем контрольном пункте (Brunstad) пытался прийти в себя. Внутренне ощущалось, что я уже спёкся. Участок с озером забрал у меня слишком много сил, которые я не восполнял в процессе прохождения. Но всё же отправился дальше. Может отпустит.

Следующий участок достаточно короткий, с большим, крутым, но не настольно техничным, как предыдущие, подъёмом. После 13 часов на ногах невыносимо хотелось спать. А в карманах ничего с кофеином не было. Вот дурак. Ладно. Буду терпеть. С одной палкой подниматься очень трудно. Не получается держать ритм: пульс поднимается слишком высоко. Приходится периодически останавливаться. К концу подъёма всё больше дают о себе знать лодыжки. Вернее, стало понятно, что они объявили бойкот: до этого они терпеливо балансировали во всех этой грязи, камнях, ручьях, снегу. Сейчас же они будто сказали “чувак, иди в жопу, с нас хватит. Разбирайся с этим говном под ногами как-нибудь без нас”. Они, кажется, стали той последней каплей, которая добила меня психологически. Я понимал, что смогу доползти до финиша на нулевых лодыжках. Но причин, зачем делать это, я не нашёл

На последней (для меня) контрольной точке говорю организаторам, что схожу с гонки

Профиль трассы

Сижу на контрольной точке в кресле, ем суп, пью кофе. Лодыжки дико болят. Мозги также перегреты за последние 16 часов максимальной концентрации. В голову залетает мысль: “В чём смысл причинять себе столько боли?” Когда пересекаешь финишную черту, на этот вопрос достаточно быстро находится ответ. При сходе за 10км до финиша этого ответа нету. От чего становится до слёз больно внутри

В заключении немного философии из паблика ВК “Цитаты Джейсона Стетхема”. С одной стороны очень грустно и больно, что гонка для меня закончилась вот так вот не закончившись. Но это приключение длиной в 16 часов принесло мне много опыта, эмоций, как положительных, так и негативных. А при правильном подходе негативный или травмирующий опыт зачастую становится точкой, фундаментом для роста. Как говорит старина Джейсон “Когда поднимаешь бычок, то смотришь на длину окурка, а не на сорт табака”.

--

--

Aliaksandr Yeusiuchenia
Aliaksandr Yeusiuchenia

Written by Aliaksandr Yeusiuchenia

Software engineer, teacher-volunteer, long distance runner-amateur. Born in Smolichy, living in Minsk->Krakow

Responses (2)