Ran out of gas

Aliaksandr Yeusiuchenia
5 min readMay 10, 2021

В мае 2021 года запланировал байк-тур из Минска в Барановичи. Изначальный маршрут был такой:

В сумме получалось около 1000 км. Расчёт был на то, чтобы пройти его за неделю. Это получается примерно по 140 км. в день. Почему я ориентировался на такие цифры?

В прошлом году я уже игрался в bikepacking. Тогда я сгонял на Голубые озёра и обратно за 4 дня, останавливаясь транзитом в районе Вилейского водохранилища. Тогда это получалось около 100–110 км в день. И у меня это отложилось в памяти как развлекательная туристическая прогулка. У меня было время, чтобы неспешно крутить педали и останавливаясь при этом на полноценный обед.

Поэтому в этом году я подумал, что нужно добавить чуть-чуть больше перчика в эту активность — увеличить среднее расстояние примерно на 40 км. В первый день вообще получалось где-то 165–170 км.

Выезд в четверг 06 мая. Погода с утра не очень. С ночи шёл дождь. Прекратился только где-то в 8:30. Около 9 выехал из дома. Сразу в родной Валерьяновский лес. Катится хорошо. Где-то спустя километров 15 съехал на полевую дорогу. Спустя пару минут понял, что ехать гружёным по скользкой разъезженной сельхозтехникой дороге — это далеко не то же самое, что ехать по ней в солнечную погоду. Велосипед ведёт себя очень нестабильно. Так и норовит уйти передним колесом в занос, чтобы я ляпнулся носом в грязь. Я это его намерение быстро просёк и поэтому прилагал существенно больше усилий, чтобы этого не допустить. Это выражалось в более аккуратном и тщательном выборе линии езды. В том, чтобы не выезжать из колеи под острым углом. В более внимательном чтении дороги и определении мест, где велосипед может уйти в занос. В более агрессивном педалировании в скользкие моменты— опять же, чтобы у велосипеда не было желания уйти в занос.

Одно из немногих видео

Спустя несколько часов езды въехал в лесной массив недалеко от Борисова. При планировании маршрута, искусственный интеллект настойчиво предлагал мне объехать этот лес по хорошим и надёжным дорогам. Но я то знал что я хотел! Поэтому всё поехал напрастки через лес. Там меня настиг очередной дождь. Одел ещё одну куртку от дождя. А минут через 10 пошёл град. Что ж, это в каком-то смысле лучше, чем дождь — под градом не так сильно промокнешь. Дождь с градом и предшествующие им езда по полям стали катализаторами того, что передние тормоза отказались тормозить. Пожалел, что не потратил время на то, чтобы провести полное ТО для вела перед поездкой. Тормозной путь стал длиннее раза в 4 как минимум. Это начало вселять гнетущие мысли в голову: “Отказали тормоза уже в первый день. Хорошее начало!”

В лесу потом начались ожидаемые мной песчаные дороги, по которым, конечно, можно пытаться ехать, но слишком энергозатратно. Иду пешком. Скатываюсь с горок. Спустя несколько километров песок закончился. Ура! Началось болото. Не совсем болото, но заболоченность, скорее. Не дорога — а одна сплошная лужа с небольшими сухими промежутками. По такому тоже особо не поездишь, даже если бы хотел. Поэтому перекатываешся от лужи до лужи и потом аккуратно обходишь её. Я не сменил сразу же велотуфли на сандали и начал пытаться играть в игры с болотом — пытался найти сухие кочки. Но, ожидаемо, проиграл. Ноги мокрые. Неприятно, но не критично.

Березина в Веселово

Выбрался до большой дороги и где-то через час докрутил до Веселово, сделав небольшой пит-стоп возле колонки с водой. Там вымывал грязь из тормозов и пытался привести их полурабочее состояние хотя бы. Безуспешно. В Веселово я изначально планировал отдохнуть часик, сделать себе как минимум чай. Но я провёл в лесу слишком много времени, было около 5 вечера, а крутить было ещё где-то 55 километров. Обеда не будет — надо крутить, чтобы засветло доехать до первого запланированного ночлега. В Веселово скорректировал маршрут немного — оставил себе только гравийки, по которым можно крутить с более высокой средней скоростью. Тем не менее, ещё раз дорога завела меня в какое-то полуболото, где потратил ещё около 30 минут впустую. К концу дня начала уже душить усталость. Цепь на низких передачах похрустывает после этого мокро-грязного дня. Делаю перерывы примерно раз в 30 минут. Чередую — короткий перерыв, длинный перерыв. Такими перебежками в 9 вечера докрутил до первой стоянки на речке Эсса около Слободы. Там в армейском режиме быстро соорудил себе ночлег и ужин. В очередной раз перед сном потыкал шестигранником в передние тормоза. Вроде как заработали. Круто. Пошёл спать.

7 юных оленей, которые очень долго смотрели на меня, пока я не достал телефон из кармана

Встал где-то в 6:40. Позавтракал, собрался, смазал цепь на веле. Выехал в 8:20. Во второй день дорога по большей части проходила через лесной массив на восток от Березниского заповедника. Это опять же на 80% гравийная лесная дорога, которую периодически украшают небольшие полуживые деревни на 5–20 домов. Где-то к обеду понял, что сегодня я не в состоянии буду проехать запланированные 170 км до Укли. Поэтому новый план - заночевать возле озера Плисса, недалеко от Глубокого. Насладившись в первый день сполна лесными дорогами, стараюсь во второй день ехать в основном по более крупным дорогам. Тем не менее иногда переправы через ручьи вносили краски в этот день. Меняешь туфли на сандали, переправляешься через них с велом через плечо, потом обратно в туфли.

К концу дня меня настиг очередной кратковременный дождь, который провожал меня последние пару часов до самой Плиссы. Приехал туда в 19:00. Там опять палатка, ужин, сон. Ахиллы и лодыжки болят. Воспалились от езды по нестабильной дороге. Общее самочувствие тоже, мягко говоря, так себе. На 3й день планирую ехать сразу же на Голубые озёра, без заезда на Браслав. По асфальтированной дороге.

Всю ночь идёт дождь. Просыпаюсь. Включаю горелку. Еле горит. Плохой знак. Достаточно скоро понял, что я сам виноват в том, что она не горит — вечером я забыл открутить баллон от горелки и, видимо, газ потихоньку всё таки выходил. К утру практически ничего не осталось. Понятно, что без газа мне нету смысла дальше ехать. Мысленно готовлюсь возвращаться домой. Для очистки совести мониторю Глубокое на предмет наличия газа. Ничего не нашёл. Ок, надо ехать домой. Выехал в 9:30.

Еду домой. Все велошмотки на мне мокрые в разной степени. Из-за этого становится очень холодно. Надеваю пуховик. Тепло. Заезжаю на заправку. Пью чай и хотдог. Тепло. Жарко. Снимаю пуховик. Холодно. Надеваю пуховик. Еду. Жарко. Снимаю пуховик. Еду. Нормально - ни холодно ни жарко. Наконец-то. maps.me построил маршрут в объезд больших трасс. Поэтому автомобильный трафик достаточно невысокий. И маршрут, к моей радости, был просто прекрасный. Особенно участок через Вилейский и Логойский районы.

К счастью, за 50км от Минска меня подобрала Наташа на тачке и отвезла домой.

Aliaksandr Yeusiuchenia

Software engineer, teacher-volunteer, long distance runner-amateur. Born in Smolichy, living in Minsk->Krakow